Люди, которые помнят свои сны, просыпаются как минимум на этот период времени
Все люди видят сны. Но частота, с которой люди могут вспомнить свои сны, значительно варьируется. Постоянная цель исследований, посвященных снам, - понять, что отличает людей, которые помнят свои приключения в быстрой фазе сна, от тех, кто не запоминает сны. И новое исследование, опубликованное в журнале «Границы человеческой нейробиологии», свидетельствует о том, что запоминание снов связано прежде всего с тем, что ночью человек просыпается и не спит по меньшей мере две минуты за один раз. Команда ученых из США, Канады и Франции обнаружили, что «люди, которые часто запоминают сны» просыпаются на более длительный период времени, чем «люди, которые редко помнят сны», т.е. люди, которые не проводят несколько часов бодрствования, вспоминая удивительную сказку, которую им рассказало их бессознательное.
Как появилась гипотеза о сновидениях
В 1950-х годах исследователи Натаниэль Клейтман, который открыл быструю фазу сна, и Уильям Демент, «отец науки о сне», пришли к гипотезе о сновидениях в фазе быстрого сна, в которой они связали запоминание снов с частым пробуждением во время быстрого сна. Эта идея всплывала в последующих исследованиях и подпитывала распространенное представление о том, что люди могут помнить свои сны, только если они просыпаются в их середине. Клейтман и Демент, вероятно, были близки к истине, выявив ключ к запоминаю сна в пробуждении. Однако современные исследования ставят под сомнение и идею, что для запоминания сновидения необходимо проснуться во время фазы быстрого сна.
В этих исследованиях ученые еще просмотрели данные, которые они собрали еще в 2014 году. Это были данные о спящем мозге двух групп людей - тех, кто часто запоминает сны, и тех, кто запоминает их редко. Люди из первой группы помнили по меньшей мере три сна в неделю, в то время как участники из второй группы могли припомнить только два-пять снов в месяц. Данные касаются всех видов характеристик, связанных с снов, в том числе архитектуры сна участников (структурной организации стадий сна, измеряемой шаблонами электрической активности мозга), фазы быстрого сна, пробуждений в середине сна и реакции на звуки во время сна.
Исследователи обнаружили одну существенную разницу между двумя группами: в среднем у людей, хорошо запоминающих сны, пробуждения длились в два раза дольше, чем у тех, кто редко помнил сны.
Исходя из своего повторного анализа, исследователи обнаружили одну существенную разницу между двумя группами: в среднем у людей, хорошо запоминающих сны, пробуждения длились в два раза дольше, чем у тех, кто редко помнил сны. Продолжительность (а не частота) пробуждения была «единственным кандидатом среди многочисленных протестированных параметров..., объясняющим запоминание снов», - писали исследователи. «Необходимая продолжительность пробуждения, позволяющая запомнить сон, - примерно две минуты.
Люди, хорошо помнящие сны, вероятно, просыпаются на более долгий промежуток времени, чем показывали предыдущие исследования, когда они спали, у них был скорее высокий, чем нормальный уровень активности в области мозга, которая называется височно-теменным стыком. Возбужденный височно-теменной стык заставляет их реагировать на внешние стимулы, поэтому они просыпаются чаще, чем другие люди (и бодрствуют в течение нескольких минут) в ответ на посторонние звуки вроде сигнализации и грозы. Эти минуты бодрствования позволяют мозгу закрепить в памяти то, что ему только что снилось.
Вполне логично, объясняют ученые, что более короткие пробуждения (менее двух минут) не дают возможности такого же кодирования памяти, поскольку наш мозг-губка во время сна перестает поглощать новую информацию. И после пробуждения требуется немного времени, чтобы можно мозг вышел из состояния сна и перезагрузил свою возможность кодирования памяти.